Навигатор

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 484

Александр Глущенко: Кто же они, потенциальные концессионеры украинских портов?

Специалист службы коммерческой деятельности и перспективного развития ГП "Бердянский морской торговый порт" Александр Глущенко В статье для сайта "Порты Украины" задался вопросом, насколько реально морским портам получить достойные инвестиции путем привлечения частного капитала с выгодой для государства?

 Пока Министерство инфраструктуры и комитет ВР по транспорту ожидает от руководителей морских портов технико-экономического обоснования развития на условиях государственно-частного партнерства, а существующий Закон «О концессиях» отправился на апгрейд, стоит более детально разобраться кто же они, потенциальные инвесторы-концессионеры, которые по мнению Мининфраструктуры в полной мере реализуют реформу морской отрасли в Украине.

Насколько реально морским портам получить достойные инвестиции путем привлечения частного капитала с максимальной отдачей и выгодой для государства?

Насколько потенциальные инвесторы, собирающиеся участвовать в концессионных конкурсах соответствуют критериям по внедрению в портах стратегии развития?

Если верить словам чиновников из всех ветвей власти, которые говорят, что в порты желательно должны прийти авторитетные крупные компании с опытом работы в сфере морских перевозок, то самое время познакомиться с ними.

На Рисунке представлен перечень из пяти типов концессионеров и дано краткое описание каждого типа, также указаны примеры действующих компаний.

РИС 1

РИС 1
РИС 1

Так, на сегодняшний день в мировой практике существует несколько типов компаний, которые могут быть потенциальными концессионерами активов государственных портовых операторов. Каждый тип компании-концессионера имеет свои сильные и слабые стороны.

Специализированные операторы портов, как правило, управляют контейнерными терминалами, а также имеют в портфеле терминалы по перевалке навалочных грузов. Так, например, DP World управляет более 60 контейнерными терминалами на всех континентах и навалочными терминалами в Африке, Азии и Австралии.

Специализированные морские перевозчики фокусируются на перевозке грузов и управляют собственным флотом, в том числе для навалочных грузов. Например, компания Cosco владеет более 100 судами типа «Capesize», «Panamax» и «Handysize» для перевозки навалочных грузов. Однако морские перевозчики меньший опыт управления портами и причалами по сравнению со специализированными операторами портов.

Так, компания Cosco управляет 18 портами, причем контейнерные терминалы составляют около 90% от общего количества терминалов. Вертикально-интегрированные компании имеют производственные мощности для выпуска продукции. Такие компании активно вовлечены в международную торговлю для экспорта продукции на целевые рынки сбыта и закупку импортного сырья. Интеграция по цепи создания стоимости является стратегическим решением, позволяющим управлять рисками и увеличить прибыльность компании. В качестве примеров могут служить Companhia Sider?rgica Nacional, которая является вторым по величине производителем стали в Бразилии.

Международные логистические компании, такие как DHL, DB Schenker, занимаются организацией мультимодальных перевозок. Только некоторые компании имеют опыт управления терминалами. В качестве примера можно привести DB Schenker, которая инвестировала в развитие терминалов в Румынии для дальнейшего развития компетенции в перевозках и увеличение грузопотока через терминалы.

Логистические компании существенно уступают в опыте управления причалами и терминалами международным операторам портов и морским перевозчикам.

Международные инвестиционные компании, крупные финансовые корпорации и банки могут также участвовать в концессии портов и терминалов, выступая как стратегические инвесторы, это снижает риски реализации инфраструктурных проектов.

Каждый тип компании-концессионера имеет свои сильные и слабые стороны. Например, вертикально-интегрированные компании имеют возможность обеспечить оптимальную загрузку причалов, но, как правило, имеют ограниченный опыт управления причалами.

Крупные международные операторы портов имеют большой опыт управления портами, но существует риск неполной загрузки терминалов.

Ниже на Рисунке представлен сравнительный анализ сильных и слабых сторон каждого типа концессионера.

РИС 2

РИС 2
РИС 2

Учитывая сильные и слабые стороны каждого типа концессионера, государству следует использовать интегрированный подход для оценки привлекательности каждого типа концессионера. Принимая во внимание компетенции, специализацию, а также сильные и слабые стороны каждого типа концессионера, была посчитана взвешенная интегральная оценка привлекательности каждого типа концессионера, приведена на Рисунке.

РИС 3

РИС 3
РИС 3

Таким образом, наиболее перспективными концессионерами являются операторы терминалов/причалов и вертикально-интегрированные компании. Морские перевозчики среднюю привлекательность, в то время как финансовые компании и логистические компании имеют наименьший рейтинг.

Тем не менее, учитывая фактически не прекращающийся военный конфликт на Востоке, коррумпированную судебную систему и отсутствие гарантий безопасного ведения бизнеса, вероятность участия в концессионных конкурсах иностранных лидеров этого рейтинга — операторов причалов и вертикально-интегрированных компаний, особенно для средних и малых портов практически равна нулю.

Более того, в продажу за реальную стоимость своих предприятий не верит сам Президент Петр Порошенко, который передал свою кондитерскую корпорацию Roshen в слепой траст, так как продать ее он не может, поскольку инвесторы не идут в Украину из-за сложной политической ситуации: «Пока в Украине нет мира, не хотят идти инвесторы и покупатели».

Поэтому, даже такой, экспресс-анализ в сочетании с реалиями украинской действительности, показывает, что фактически, на сегодняшний день единственными заинтересованными в сохранении и развитии морских портов являются государственные портовые операторы. Которые к тому же полностью соответствуют указанному типу концессионера.

Портовые операторы государственной формы собственности имеют огромный опыт в управлении причалами и организации погрузо-разгрузочных работ, а также необходимые складские площади для хранения и накопления судовых партий. К тому же портовые операторы способны обеспечить общедоступный портовый сервис для всех участников логистической цепочки доставки грузов.

Вместе с тем эффективные качественные изменения возможны только при соответствующей поддержке государства, при стимулировании прибыльных инвестиционных проектов и заинтересованности проведения реальной реформы портов, уменьшения отчисления доли чистой прибыли в бюджет, а также других значимых шагов для развития портовой инфраструктуры.

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX