Навигатор

Десять важнейших событий портовой отрасли независимой Украины

К 25-летию независимости Украины журнал «Порты Украины» подготовил свою версию 100 важнейших событий в истории водного транспорта нашей страны. Для читателей сайта мы отобрали десятку наиболее знаковых событий, а с полной версией материала можно ознакомитьсяв августовском номере журнала.

1992

НАЧАЛАСЬ ПРИВАТИЗАЦИЯ 10 РЕЧНЫХ ПОРТОВ. Ранее они входили в гособъединение «Укрречфлот» (Киевский, Черниговский, Днепропетровский, Днепродзержинский, Запорожский, Каховский, Никопольский, Кременчугский, Херсонский и Николаевский). Они не вошли в состав новой АСК «Укрречфлот» и постепенно трансформировались в открытые акционерные общества.

1993

НАЧАЛИ РАБОТАТЬ ПЕРВЫЕ ЧАСТНЫЕ СТИВИДОРНЫЕ КОМПАНИИ. Одесский морской торговый порт заключил договоры о совместной деятельности с «Айронимпекс-Украина», «Металзюкрейн Корп. ЛТД» и «Новолог». Совместная деятельность – первая организационно-правовая форма сотрудничества украинских госпортов с частными стивидорными компаниями, внедренная по инициативе начальника Одесского порта Николая Павлюка. Она позволила порту привлечь дополнительные грузопотоки и инвестиции. В 2002 году в порту на условиях совместной деятельности в разных сферах работало 20 компаний. Но в 2003-м договоры о совместной деятельности под давлением Минтранса в добровольном и судебном порядке, за исключением трех компаний, были расторгнуты. В 2008 году Минтранссвязи издало приказ о запрете госпортам заключать такие договоры.

1995

ПЕРВОЕ КРЕДИТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ С ЕБРР. 29 сентября в Лондоне подписано соглашение о финансировании строительства пяти сухогрузных судов типа «река-море» грузоподъемностью 3500 тонн для АСК «Укрречфлот» (президент – Николай Славов). Документ предусматривал, что погашение кредита и процентов по нему будет осуществляться за счет прибыльной эксплуатации новых теплоходов. Все суда были построены.

1999

ОДЕССА ФОРМАЛЬНО ТЕРЯЕТ СТАТУС «МОРСКОЙ СТОЛИЦЫ» СТРАНЫ. В 1999 году создана Государственная администрация морского и речного транспорта как центральный орган исполнительной власти, подчиненный Кабинету министров. Ее деятельность направляется и координируется через Минтранс (с размещением головного офиса в Киеве). Главой администрации стал Александр Щипцов. Таким образом, формально Одесса потеряла статус «морской столицы» страны.

2007

ПОБИТЫ ПОКАЗАТЕЛИ ПОРТОВОЙ ПЕРЕВАЛКИ ВРЕМЕН СССР. В 2007 году морские торговые порты Украины впервые превысили наивысший показатель по грузообороту, который был установлен еще во времена СССР. Их грузооборот составил 123,7 млн тонн (против 121,4 млн тонн в 1990 году).

2009 год

НАЧАЛО «СВОБОДНОЙ ПРАКТИКИ» ПРИ ОБРАБОТКЕ СУДОВ В ПОРТАХ. В марте 2009 года Кабмин принял постановление, которым ввел понятие «свободной практики» при обработке судов в портах. Последовавшие за этим эксперименты в Одесском порту натолкнулись на противодействие со стороны ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб. На регулярной основе применение «свободной практики» началось только 1 октября 2010 года в Одесском морском порту, где ошвартовался контейнеровоз MSC Samantha. Инициатор изменений – Одесский порт (начальник – Юрий Васьков). А 29 февраля 2012 года Кабмин постановлением №156 сделал возможной обработку судов в режиме «свободной практики» на основании электронных, а не бумажных документов.

2010 год

НАЧАЛО СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ФЛОТА КЛАССА «КЕЙПСАЙЗ». В 2010 году в украинских портах началась систематическая обработка крупнотоннажного флота класса «кейпсайз». Инициатором разработки логистической схемы выступила компания «Метинвест», в интересах которой фрахтовала суда компания «Виста Шиппинг». «Кейпсайзы» вначале грузили у причалов, а потом догружали на рейде, в этом процессе участвовали Южный МТП (начальник – Александр Лагоша), Ильичевский МТП (начальник – Константин Лавриненко), Керченский МТП (начальник – Александр Котовский), Одесский МТП (начальник – Николай Павлюк), группа «ТИС» (гендиректор – Андрей Ставницер). Рейдовую перевалку вела группа «Трансшип» (руководитель – Андрей Иванов), безопасную проводку «кейпсайзов» обеспечивало ГП «Дельта-лоцман» (директор – Александр Голодницкий). Работа с «кейпсайзами» создала предпосылки для появления проекта превращения порта Южный в самый глубоководный на Черном море.

2012 год

ПРИНЯТИЕ «ЗАКОНА О МОРСКИХ ПОРТАХ». НАЧАЛО РЕФОРМЫ ОТРАСЛИ. 17 мая Верховная Рада приняла Закон «О морских портах Украины» в целом. За – 248 из 336 депутатов. Статьей 25 Закона определены особенности приватизации объектов портовой инфраструктуры, которыми являются единые имущественные комплексы государственных предприятий и акции публичных акционерных обществ, акции, принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ. Они подлежат продаже на конкурентной основе. Разрешается аренда либо концессия портовых причалов сроком до 49 лет. Будет создана Администрация морских портов с целью содержания и использования государственного имущества. Основой планирования развития портовой отрасли станет Стратегия развития морских портов Украины. Закон не распространяется на речные, рыбные порты, пункты базирования ВМС Украины и т.п. Закон вступил в силу 14 июня 2013 года.

В июне 2013 года вступил в силу Закон «О морских портах Украины». Свою деятельность начало новое государственное предприятие «Администрация морских портов Украины». Первый председатель АМПУ – Юрий Васьков, позднее – Андрей Амелин. Администрация состоит из центрального аппарата (Киев), главного представительства (Одесса), 18 филиалов в морских портах Украины и филиала «Дельта-лоцман». В 2015 году доход АМПУ составил более 8 млрд гривен.

2014 год

ЮЖНЫЙ СТАНОВИТСЯ САМЫМ ГЛУБОКИМ ПОРТОМ ЧЕРНОГО МОРЯ. В июне 2014 года был завершен первый этап реализации масштабного проекта по реконструкции подходного канала и акватории в порту Южный (начальник администрации порта ? Максим Широков, директор ГП «Южный МТП» ? Александр Лагоша). Проект, разработанный ЧерноморНИИпроектом (директор ? Сергей Никулин), был нацелен на превращение порта в самый глубоководный в Черноморском бассейне – с глубинами до 21 м. Двигателем проекта выступил холдинг «Портинвест» (гендиректор ? Александр Смирнов).

После проведения дноуглубительных работ была разрешена осадка для заходящих судов в 18,5 м. 22 июня от причала №6 угольно-рудного комплекса ГП «МТП «Южный» в рейс отправился первый сapesize, загруженный железорудным концентратом до осадки 18,5 м у причальной стенки. С начала реализации проекта и после первого этапа последовала череда портовых рекордов. Так, в августе 2015 года впервые в истории морских портов Украины у причала №6 морского порта Южный в течение трех суток на т/х Mineral Edo было погружено 203,59 тыс. тонн железорудного концентрата. Интенсивность погрузки составила около 68 тыс. тонн в сутки.

2015 год

ДЕРЕГУЛЯЦИЯ В ПОРТАХ. В конце июля вступили в силу постановления Кабинета министров №483, 491 и 492 относительно дерегуляции в морских портах. В частности, отменяется комиссионный контроль на борту судов, вводится автоматизированный радиологический контроль грузов и электронный документооборот в портах, упрощаются процедуры оформления яхт, обеспечивается равный доступ к портовой инфраструктуре всех портовых операторов путем введения унифицированного тарифа. Постановление №492 отменяло процедуру обязательного контроля изолированного балласта. Украинские порты вплотную приблизилась к правилам, существующим в мировой практике. Сразу после швартовки на борт судна поднимаются стивидоры и начинают грузовые операции. По оценкам специалистов, бизнес может экономить от нововведения миллиарды гривен в год.

Порты Украины

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX