Навигатор

“Докер — основна професія”. В музеї ДП “БМТП” тематична виставка

До Дня працівників морського та річкового флоту в музеї ДП “Бердянський морський торговельний порт” відкрилась тематична виставка - “Докер — основна професія”.До Дня працівників морського та річкового флоту в музеї ДП “Бердянський морський торговельний порт” відкрилась тематична виставка - “Докер — основна професія”.

Понад 60 експонатів, які зображують бердянських портовиків різних поколінь, зібрав завідуючий музеєм історії ДП “БМТП” Євген Денисов. Найстарший експонат датується 1955 роком — відзнака кращому кранівнику Міністерства морського транспорту СРСР.

На фотографіях, зібраних в одній виставці, представлені бригади докерів Маврова, Сиско, Браганцова, Кузьміна, Келембета, Кари та ін. На картині Вадима Лялецького також бригада докерів Бердянського порту.

В контексті відкритої виставки пропонуємо ознайомитись з роботою завідуючого музеєм історії ДП “БМТП” Євгена Денисова - “Основна професія"

Самая главная профессия

Коллектив Бердянского морского торгового порта имеет славные трудовые традиции, широко известные не только на побережье Азовского моря, но и далеко за пределами нашей морской державы.

1945 год. Невиданными в мировой практике темпами поднимался из руин ДнепроГЭС имени Ленина, и с гордостью мы нынче вспоминаем, что в общем труде тысяч рабочих есть частичка труда и бердянских портовиков: работники порта делегировали десять человек на восстановление индустриальной мощи Страны Советов, невзирая на то, что у самих было огромное количество проблем.

Не перестаешь удивляться, как, не  имея портальной техники, в работе использовались лишь транспортеры, поднятые со дна моря и отремонтированные работниками механической мастерской, да старая деревянная стрела с ручной лебедкой грузоподъемностью 400 кг, бердянские портовики послевоенного времени выполняли и перевыполняли производственные нормы. Среди передовиков - бригады грузчиков К.П.Ткаченко и Д.И.Черемисина. Отличились также рабочие портовых мастерских, своими силами восстановившие два крана типа “Деррек” и ленточный транспортер “Ленинец”, или, как его называли, “проблеск механизации порта”. Следует заметить, называли с любовью, без капли иронии, ведь немалую и довольно существенную помощь оказывал он при работе, особенно членам женской бригады грузчиц, возглавляемой Матреной Балашовой. Это действительно Великие труженики, и их трудовой подвиг достоин того, чтобы быть не только названными поименно,  но чтобы их добрые имена остались в книге памяти родного предприятия. Низкий поклон вам, портовики послевоенных лет!

В середине прошлого столетия бердянские портовики не раз выступали инициаторами трудовых и патриотических починов, являлись пионерами внедрения комплексной механизации  в портовых хозяйствах Азовского и Черного морей.

В 1954 году в школу механизации при Ждановском (ныне Мариупольском) порту была направлена группа грузчиков, в числе которых были Даниленко Н.А., Ломейко И.В., Неделько А.А., Мазуревич В.П., Гресь Н.Г., Шолох И.С., Пикарь В.И., Оргиец М.Г. и другие. Получается, что 2014 год был юбилейным, исполнилось 60 лет, как в Бердянском порту закрепилась основная профессия – докер-механизатор. Как работали? Убедительный и яркий пример. В 1959 году бердянский докер-механизатор, легендарный Калиниченко Иван Петрович стал лучшим по профессии в Министерстве морского торгового флота Советского Союза!

Новое чаще всего рождается из способности человека взглянуть на привычное явление по-иному. Так и взглянул на свою работу бригадир докеров Валентин Браганцов. Он не только заслуженно был удостоен высоких правительственных наград, но и вписал достойную страницу в историю Бердянского морского порта.

Первых бердянских портовиков сменило новое поколение, но традиции, новаторские методы работы, которые были заложены, не только продолжились, но и получили дальнейшее развитие. В 1974 году работники погрузучастка Бердянского морского торгового порта первыми среди портов на Азовском море внедрили прогрессивную форму организации труда - укрупненные комплексные бригады. Позже окажется, что и эта форма организации труда требует дальнейшего усовершенствования,  в частности, специализации бригад и причалов по роду грузов. Результатом проделанной работы стало создание укрупненных комплексных бригад, работающих на одном грузе три смены. В этом случае постоянная загрузка всей бригады обеспечивается при помощи закрепления за ней техники, грузозахватов, причалов и складских помещений на базе стабильного грузопотока. Первой специализированной бригадой в морском порту Бердянска стала бригада Николая Васильевича Крота. Вслед за ней сформировали еще одну, возглавил ее Владимир Федосеевич Сыско. “В этот период создавались комплексные бригады, в состав которых включались крановщики портальных кранов и водители авто- и электропогрузчиков. Бригады стали более крупными, до 22 человек. К руководству бригад пришли более подготовленные люди. Бригадирами стали Крот Н.В., Браганцов В.Г., Сыско В.Ф. и другие” (из воспоминаний  портовика А.И.Чулкова).

За десятилетие - от середины 70-х до середины 80-х годов прошлого столетия - в Бердянском морском порту более чем вдвое возросли производственные мощности. Построены новые  причалы, склады и перегрузочные комплексы, освоена технология обработки судов с горизонтальным способом погрузки типа “ро-ро” и многое другое.

Но бердянские портовики, как работящие труженики, всегда старались оказать помощь, а где-то самому поучиться или, как раньше говаривали, обменяться опытом. Это ярко проявилось в восьмидесятые годы прошлого столетия. Тогда широко практиковалось  несение трудовых вахт в северных портах Советского Союза. Ведь морские профессии границ и национальностей не имеют, зато славятся взаимовыручкой и настоящей мужской дружбой. В служебные командировки отправляли действительно настоящих мужчин. Слабых духом море не терпит. В среде докеров как у мушкетеров: один за всех и все за одного.

Как работали? Свидетельствует якутская газета “Маяк Арктики” № 121 от 9 октября 1986 года: “Нынешняя арктическая навигация была первой для бригады докеров- механизаторов, приехавших в Тикси из Бердянского порта, что на Азовском море. За три месяца навигации бригада, руководимая опытным докером А.Бондаренко, внесла существенный вклад в выполнение плановых заданий порта. Бердянцы переработали более двадцати тысяч тонн груза. Ими выгружена третья часть всех овощей, поступивших на склады конторы “Торгмор-транс”. Этот рабочий коллектив отличают высокая дисциплина, слаженность, серьезное отношение к труду, отменный профессионализм. В августе звено докеров, возглавляемое звеньевым И.Мавровым, добилось рекордных результатов на выгрузке строительных материалов с теплохода “Сибирский-2119”. Рекорды выработки, достигнутые в прошлые годы, были превышены бердянцами при обработке шифера - на 45,2%, цемента - на 29,5%. По итогам социалистического соревнования звено И.Маврова трижды занимало призовые места в течение навигации. Во многом способствовала этим показателям требовательность звеньевого Ивана Маврова как к себе, так и к товарищам по работе”.

Рассказывая о докерах из Бердянского порта, складывается  впечатление, что они в своей профессии самые лучшие. И вот здесь  не приходится выдумывать, предполагать или  размышлять. В музее истории Бердянского морского порта много фотографий, на которых  запечатлены будни послевоенных пятилеток,  когда докеры-механизаторы из года в год поднимали “потолок” трудовых достижений.  Факты, как говорят, упрямая вещь.  В 1988 году бригаду под руководством знаменитого бердянского докера Ивана Ивановича  Маврова  признали лучшей не только в Советском Союзе, но и  среди стран СЭВ. Тогда грамоту о заслуженном признании вручал бердянцу в Одессе министр транспорта Болгарии.

Комсомольско-молодежную бригаду докеров под руководством Геннадия Кузьмина во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия знали во всех портах Азовского пароходства, ведь она заслуженно являлась лучшей среди всех трудовых коллективов  азовских портов. Это ли не показатель?
А сами докеры? “Опытный докер Михаил Сивков, который всегда поможет советом, показывает личный пример в труде” - так отзывается  об уважаемом бердянском портовике упоминаемая выше якутская газета.

Все стадии “портовых университетов” прошел Виталий Григорьевич Барлет. Ему профессионализма и рабочего опыта не нужно было занимать - в Бердянском порту проработал более 30 лет. Он из плеяды докеров-механизаторов, которым можно было доверить  задание любой сложности и заранее знать, что оно будет выполнено качественно и в срок. Вполне заслуженно полученная В.Г.Барлетом награда - орден Трудовой Славы.

Если о таких, как Виталий Барлет, писать книгу, то название для нее в истории литературы уже  имеется – “Сильные духом”.

Решением совета Азовского морского пароходства в 1985 году бердянский докер Дмитрий Иванович Кара стал лучшим по профессии всего Азовского морского пароходства. Ветерана морского торгового порта Дмитрия Кару уважали за принципиальность и доброжелательность. Но самым высоким признанием для Дмитрия Ивановича является доброе имя, которое он заслужил своим трудом.

Лицо каждого предприятия, его биография - это люди, которые своим трудом, своими делами творят его историю, приносят ему славу. Судьбы самых разных людей ярко предстают в истории Бердянского морского торгового порта.

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX