Навигатор

Государственные морские порты просят Кабмин снизить налоги. Кабмин против.

Колонка инженера по развитию грузопотоков и маркетинга Бердянского морского торгового порта Александра Глущенко опубликована в четверг, 30 июня на авторитетном украинском портале Ліга.net
15 июня профсоюзные комитеты государственных портовых операторов Украины провели митинг под стенами Кабмина. Главное требование - снизить процентную ставку налогообложения прибыли государственных предприятий с нынешних 75% до предыдущих 30%.

Как считают сами участники, акция носила предупредительный характер. В случае игнорирования требований протесты и митинги могут принять массовый и долгосрочный характер. Почему? Рассмотрим на примере не самого крупного украинского порта.

ГП Бердянский морской торговый порт (БМТП) в первом квартале 2016 года выполнил план на 105%. Доход составил 92,7 млн грн. Логично было бы вложить средства в развитие порта - реконструкцию железнодорожного полотна, ремонт автомобильных дорог, модернизацию кранового хозяйства. Безусловно, средства, которые были накоплены портом в прошлые годы, сейчас вкладываются в развитие, и необходимый перечень работ также выполняется. Но, к сожалению, это временное явление.

Процесс торможения развития предприятий морской отрасли начался с принятием правительством постановления "О внесении изменений в пункт I Порядка отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и объединениями" (№1156 от 30.12.2015). 

В среднем налоговая нагрузка на порты сегодня составляет 97% от чистой прибыли. Смог бы частный бизнес работать в таких условиях? Очевидно, нет. О какой конкуренции на рынке может идти речь, если налоговая нагрузка для госпредприятий в несколько раз выше, чем для частных компаний? И сколько времени осталось портам до полного банкротства, обвинений менеджмента в неэффективности и продажи за минимальную цену олигархическим кланам? Под угрозой выполнение работодателями обязательств по выплате заработной платы, так как основные фонды, в том числе фонд оплаты труда, формируются из чистой прибыли предприятия.

Проблема есть. И здесь начинается пример раздвоения личности у украинских чиновников. Министр инфраструктуры, признавая  наличие проблемы, на совещании с представителями морехозяйственного комплекса в начале июня заверил, что Мининфраструктуры инициирует в Кабмине отмену отчисления 75% прибыли для госоператоров. Но пока результатов нет, как нет и уверенности, что резолюция министерства поможет переломить надвигающийся дедлайн для государственных портов. 

Однако есть позиция Минфина, выраженная в ответе на запрос руководства Измаильского порта. Она предельно проста. Изменение норматива отчислений части чистой прибыли госпредприятий влечет за собой внесение изменений в государственный бюджет Украины, так как законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2016 год" установлен размер отчислений в госбюджет части чистой прибыли и дивидендов в суме 11,1 млрд грн.

Значит, нужны изменения в закон о бюджете и, главное, поиск средств, чтобы заткнуть образовавшуюся "пробоину". Каким образом эта сумма была подсчитана специалистами - отдельная тема для размышлений. Ведь прибыль портов зависит от грузооборота, а он в свою очередь показывает совсем неожиданные "повороты" по отдельным портам как в плюс, так и в минус. Кроме того, первый заместитель министра финансов в своем ответе на обращение работников Измаильского порта указал, что, в соответствии с регламентом Верховной Рады, при внесении законопроекта, принятие которого приведет к смене показателей бюджета, субъект такой инициативы обязан дать финансово-экономическое обоснование (включая все необходимые расчеты). Если такие изменения показателей бюджета предусматривают уменьшение поступлений в бюджет и/или увеличение его расходов, к законопроекту подаются предложения о внесении изменений в законодательные акты по сокращению расходов и/или источников дополнительных поступлений для достижения сбалансированности бюджета.

Несложно догадаться: раз такую позицию занимает Министерство финансов Украины, очевидно, такую же займет и правительство. Кому нужны проблемы с уменьшением поступлений в бюджет? О том, что такие поступления неминуемо уменьшатся, потому что прибыль предприятий, не имеющих оборотных средств для своей операционной деятельности, упадет, никого, похоже, не тревожит. 

Руководитель БМТП Николай Ильин 22 июня в очередной раз озвучил народным депутатам, представителям Мининфраструктуры, администрации морпортов проблему, связанную с грабительскими отчислениями в бюджет, на выездном заседании комитета Верховной Рады по транспорту в Мариуполе. В очередной раз присутствующие представители власти заверили портовиков, что все проблемы отрасли, озвученные на заседании, обсудят с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и председателем Администрации морских портов Украины Андреем Амелиным. Будут ли результаты - посмотрим.

Автор: Александр Глущенко, инженер по развитию грузопотоков ГП Бердянский морской торговый порт

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX