Навигатор

Разграбить порт? Начните с причалов

 Министерство инфраструктуры планирует к концу года провести через Верховную Раду законопроект о концессии. В связи с этим возобновились дискуссии о параметрах государственно-частного партнерства в портах. Одни считают, что портовую отрасль из кризиса смогут вытащить только частные инвесторы, другие защищают существующие позиции государственного управления на предприятиях. Ранее по этому поводу в разделе «мнения» сайта «Порты Украины» высказались: экс-заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков, шеф-редактор ports.com.ua Игорь Гошовский. 10 октября сайт с некоторыми сокращениями опубликовал статью специалиста по перспективному развитию ГП Бердянский МТП Александра Глущенко. Публикуем статью в авторском изложении.

Сентябрь стал месяцем, в котором проблема распоряжения и пользования причалами украинских портов стала одной из ведущих. Сначала в Николаеве проводят обыски в офисах ГП «Николаевский морской торговый порт» и частных фирм. Генпрокуратура выдвинула обвинение в том, что руководство госпредприятия сдавало причалы в аренду частным фирмам по сниженным ценам, а по факту - вообще не получало за это денег, поскольку арендаторы оспаривали эти суммы в судах. В Бердянске наоборот, государственное предприятие ГП «БМТП» во исполнение требований контролирующих органов, хочет заключить договор аренды с другим государственным предприятием БФ ГП «АМПУ» (филиалом «Администрации морских портов Украины»), но его руководство выступает не в защиту государственных интересов, а частных стивидоров. Парадокс?! Ни в коем случае. Ведь, как говорится, "о чем бы ни говорили люди, они говорят о деньгах". Иногда - о больших деньгах, которые можно, в прямом смысле, закапывать в землю в стеклянных банках, или, в нашем случае, растворять в соленой морской воде.

Недавно ГП «Бердянский МТП» обратился к Министру инфраструктуры Украины с предложением о передаче причалов Бердянского морского порта в аренду. Необходимость обращения возникла после почти трехмесячного - с 18.04.16р. по 07.07.16р. - планового финансового аудита Государственной финансовой инспекцией в Запорожской области в ГП "Бердянский морской торговый порт" за период его деятельности с 01.01.2014р. по 31.05.2016р.

В Заключении аудита установлено, что, по мнению специалистов государственной аудиторской службы, принятие управленческого решения при реорганизации в части выделения с баланса ГП "БМТП" с передачей причалов и железнодорожных путей полностью на баланс БФ ГП "АМПУ", является неоправданным и нецелесообразным, поскольку в итоге не способствует обеспечению эффективного целостного функционирования портовой инфраструктуры и экономически нецелесообразно, так как вызывает отвлечение государственных средств и неэффективное их использование.

Отделение части имущества предприятия, а именно, причалов и передача их на баланс БФ ГП "АМПУ" привели к платному их использованию ГП "БМТП" с нарушением действующего законодательства (в частности не на условиях аренды, а на основании договоров сервитута и договора с предоставлением услуги с обеспечением эксплуатации части причала), а с 2016. - на основании договора об обеспечении доступа портовых операторов к причалам. При этом, если бы предприятие заключило договор аренды, тогда расчетно арендная плата почти в шесть раз была бы меньше, чем размер платы за сервитут и эксплуатацию причала. А плата за обеспечение доступа портового оператора к причалам в 2016 расчетно превысит годовую сумму арендной платы почти в 11 раз. То есть, Госфининспекция считает, что одно государственное предприятие переплачивает другому средства вопреки законодательству, которое позволяет уменьшить эти выплаты. В результате государству Украина причинен материальный ущерб из-за непоступления 70% арендной платы в Государственный бюджет Украины.

 По результатам аудита аудиторской группой установлено, что ГП «БМТП» должно принять меры по решению в установленном законом порядке вопрос относительно использования причалов на условиях аренды. Во исполнение указанных требований Государственной финансовой инспекции Украины в Запорожской области ГП "БМТП" и начало процедуру получения причалов в аренду.

До этого момента все происходило логично и понятно. После - начались проблемы, заставившие обратиться к министру.

Итак, ГП "БМТП" обратилось в Министерство инфраструктуры Украины с просьбой согласовать арендодателю - РФ ФГИУ по Запорожской области - аренду ГП "БМТП" указанных причалов после получения соответствующих документов от него. И об указанных намерениях поставил в известность балансодержателя причалов - ГП "АМПУ".

В ответ начальник Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Запорожской области Алена Спирина сообщила, что отделение рассмотрело заявление ГП "БМТП" об аренде государственного недвижимого имущества - причалов с №1 по №9 включая и 17.08.16р. направило в Мининфраструктуры Украины запрос о возможности аренды причалов.

 Одновременно, по процедуре, Региональное отделение ФГИУ по Запорожской области обратилось к балансодержателю государственного имущества (причалов), а именно ГП "АМПУ" и его Бердянского филиала для получения документации необходимой для определения субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования на конкурсной основе для проведение независимой оценки потенциального объекта аренды.

   В ответ, вопреки процедуре, и.о. председателя ГП "АМПУ" Наконечный Ю. В. не только не предоставил необходимые документы, но и сообщил ГП "БМТП", что категорически отказывает в передаче указанного имущества (причалов) в аренду. Поскольку это, по его мнению, противоречит принципу равенства прав всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту. Почему-то он уверен, что в случае предоставления ГП "БМТП" в аренду указанных причалов, другие портовые операторы будут лишены возможности осуществления своей хозяйственной деятельности на конкурентных условиях и вовсе лишены такой возможности.

    В свою очередь, начальник БФ ГП "АМПУ" Резников В. А., также выразил несогласие с передачей ГП "БМТП" в аренду указанных причалов, несколько увеличив перечень аргументов. Мол, ГП «АМПУ» создана для обеспечения создания равных создания равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности в морском порту, что кроме ГП "БМТП" в Бердянском порту имеют доступ к причалам и другие портовые операторы, что в случае передачи ГП "БМТП" в аренду причалов другие портовые операторы будут лишены возможности осуществления своей хозяйственной деятельности в связи с препятствиями доступа к причалам.

Не кажется, что оба руководителя перевысили свои полномочия, взяв на себя компетенцию Антимонопольного комитета? Вообще, можно согласиться с этими возражениями? Можно, если забыть о законе, интересах государства и здравом смысле.

Сначала о Законе. Статьей 23 Закона Украины "О морских портах Украины" определено, что причалы могут быть объектами аренды на срок до 49 лет.

В чем заключается интерес государства? До 2016 года использование причалов № 1,2,3,4,5, части причала № 7, причала № 8 осуществлялось ГП "БМТП" по договорам сервитута. С 2016. - согласно заключенному с БФ ГП "АМПУ" договора об обеспечении доступа портового оператора к причалам ГП "БМТП" по указанному договору платит деньги ГП "АМПУ". В случае заключения договора аренды, ГП "АМПУ" потеряет часть этих средств. Но получит Украина, поскольку 70% от арендной платы будет направляться в Государственный бюджет. В деньгах это выглядит так: в течение 2014-2015 годов по договорам сервитута ГП "БМТП" уплатило БФ ГП "АМПУ" 21 782,16 тыс. грн, за семь месяцев 2016г. по договору об обеспечении доступа к причалам - 12123,24 тыс. грн. За полтора года - 34 миллиона гривен. За пользование причалами, которые до недавнего времени были на балансе ГП «БМТП», в которые он десятилетиями инвестировал свои средства и ресурсы.

При этом, более чем за три года с момента реорганизации морских торговых портов, ГП "АМПУ" наглядно продемонстрировало крайне неэффективную работу, ведь указанные финансовые поступления не использовались непосредственно на дноуглубление, ремонт и содержание причалов. Как результат - глубина проходного канала упала до 7,5 метров, у причалов - почти до семи. Судовладельцы отказываются направлять в Бердянск крупнотоннажные суда, или загружают их на меньшую осадку, что увеличивает оперативные расходы. Порт теряет клиентуру. Однако, эти средства могли быть использованы именно ГП "БМТП" для надлежащего ремонта на модернизации гидротехнических сооружений, как порт это делал с другой инфраструктурой - подъездными путями, железнодорожными путями, при этом дополнительно было приобретено два крана, тепловоз, два современных погрузчика.

Таким образом, вопрос аренды государственного имущества в виде причалов, это вопрос: кто именно получит средства за пользование государственным имуществом - искусственно созданное предприятие, в деятельности которого у правоохранителей, которые расследуют факты краж в особо крупных размерах, есть много вопросов? Или бюджет государства Украина? Приведенные в вышеуказанных письмах Наконечного Ю. В. и Резникова А. доводы свидетельствуют, что ГП "АМПУ" всеми средствами пытается помешать получению средств государством.

Почему руководство АМПУ так защищает частных предпринимателей? Не по той ли причине, по которой прошли обыски в Николаеве? Ведь предоставлять причалы частным структурам, которые потом не платят за них - это бизнес по-украински: государство теряет, а кто-то закапывает очередную банку «с зеленью» в огороде. Ведь аргумент, что аренда, якобы, сделает невозможным доступ других портовых операторов к причалам является надуманным руководством ГП "АМПУ".

На причалах 1,2,3,4,5, части причала № 7, причала № 8, а также на территории, непосредственно прилегающей к ним, расположено имущество ГП "БМТП" - краны, подъездные железнодорожные пути, складские площадки, вспомогательные сооружения, погрузчики различных типов и прочее. Расположение этих объектов обеспечивает единый технологический процесс целостного имущественного комплекса (универсального терминала) по транспортному обслуживанию грузов. Очевидно, что одновременная деятельность других портовых операторов на одном и том же причале без уничтожения существующей инфраструктуры ГП "БМТП" технологически невозможна и нерациональна. Ведь, учитывая увеличение грузооборота в 2014-2016 годах примерно в два раза, эксперты считают, что именно это предприятие - одно из тех, что максимально эффективно использует площадь причалов (http://cfts.org.ua/blogs/zanyatost_i_zagruzhennost_prichalov_150) Отдать эти причалы, уменьшив тем самым грузооборот государственного предприятия, то есть поступления в государственный бюджет - это главная цель АМПУ?

Указанная в письмах Наконечного и Резникова, так называемая, "монополия" ГП "БМТП" заключается лишь в том, что кроме ГП "БМТП" на территории Бердянского морского порта действуют еще две стивидорные компании - ООО "Агро-Класс "и ООО" Новая Хортица ", которые занимают незначительную территорию порта. Есть еще ООО «АскетШиппинг», с конца июля 2016г. зарегистрированое в Реестре Администратора ГП "АМПУ" как портовый оператор, но, фактически, оно осуществляет хозяйственную деятельность в порту на технических мощностях ГП "БМТП" и используя его инфраструктуру.

 ООО "Агро-Класс" имеет специализированный перегрузочный комплекс по перевалке пищевых продуктов, расположенный напротив причалов №6 и №7. А специализированный перегрузочный комплекс перевалки зерновых грузов ООО "Новая Хортица" - напротив причала №9.

Итак, учитывая указанное, вопрос дискриминации со стороны ГП "БМТП" в доступе к объектам портовой инфраструктуры априори отсутствует. Возвращаемся к законодательным основаниям передачи в аренду причалов. Пунктом 1 ст.401 Гражданского кодекса Украины определено, что право пользования чужим имуществом (сервитута) может быть установлено в отношении земельного участка, других природных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других лиц, которые не могут быть удовлетворены другим способом.

В свою очередь, ч.2 ст. 23 Закона Украины "О морских портах Украины" предусмотрено, что существующие на день вступления в силу настоящего Закона стратегические объекты портовой инфраструктуры не подлежат передаче в аренду или концессию "кроме причалов". Так что с учетом норм действующего законодательства Украины пользования причалами должно происходить, прежде всего, на условиях аренды.

Такую же позицию занимает и орган, уполномоченный на осуществление государственной политики в сфере аренды государственного имущества. Так, согласно ответа Регионального отделения ФГИУ по Запорожской области на запрос Госфининспекции в Запорожской области относительно правомерности заключения вышеупомянутых договоров, Региональное отделение считает, что договоры сервитута, заключенные между БФ ГП "АМПУ" и ГП "БМТП", являются договорами "скрытой" аренды и противоречат нормам действующего законодательства в сфере регулирования арендных отношений, поскольку арендой является основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Итак, если есть возможность удовлетворить потребность в пользовании имуществом в любой другой правовой форме, сервитут устанавливаться не может. Таким образом, использование государственного имущества по договорам сервитута вместо договоров аренды влечет имущественный ущерб государству из-за непоступления части арендной платы в размере 70% в Государственный бюджет Украины.

Государственное предприятие "Бердянский морской торговый порт" в течение 2014-2016 годов был, сейчас и может быть в дальнейшем одним из самых эффективных предприятий морской отрасли Украины. И об этом свидетельствуют показатели его производственной деятельности, многочисленные отраслевые награды, мнения экспертов.

Так, финансовым результатом деятельности ГП "БМТП" за 2014г. и 2015г. была только чистая прибыль. По 2014г. она получен в сумме 38707 тыс. грн., при том что в предыдущем 2013 году был получен убыток в сумме 8344 тыс. грн. В 2015г. прибыль составила 217702 тыс. грн, что в 5,6 раза больше чем в предыдущем году. В 2015 г. налоги в бюджеты всех уровней составили 250985,3 тыс. грн. За восемь месяцев 2016. чистая прибыль составила 159 878 тыс. грн, доходы - 415 597 тыс. грн, налоги в бюджеты всех уровней - 251573,4 тыс. грн.

Кроме того, ГП "БМТП" в Бердянске является единственным государственным градообразующим предприятием которое обеспечивает работой более тысячи его граждан, выплачивающее зарплаты, социальные выплаты и налоги без "схем и оптимизаций". О том, какую пользу для города дают частные предприятия, бердянцы знают. Так например, достоянием общественности стала противоречивая  информация начальника Бердянской объединенной налоговой инспекции, согласно которой сумма налогов, уплаченных   на протяжении 2015 года только девятью предприятиями, входящими в сферу интересов нардепа от Бердянска Александра Пономарева (по факту их десятки), считающегося обладателем одного из самых больших «автопарков» дорогих авто в Раде, сначала была указана в размере 8162 тыс. грн., в том числе единого социального взноса - 4716 тыс. грн. (http://gorod-online.net/polemika/7637-blagodeteli-ili-krovopijtsy-o-delakh-berdyanskikh-i-ne-tolko), а после обращения СМИ, входящего в медиа-холдинг, который связывают с Пономаревым, выросла до 36022977 тыс. грн. (http://pro.berdyansk.biz/content.php?id=38883)

 

Госпредприятие – 250 миллионов гривен за год, «эффективный частный собственник» - от восьми до 36 миллионов. Сути это не меняет - разница не на проценты, а в разы. Почувствуйте разницу. В бюджет непосредственно Бердянска за 6 месяцев 2015 года порт дал 13,2 млн грн., а в нынешнем году – уже 16,2 млн грн.

Таким образом, события, которые происходят вокруг причалов, в частности Бердянского порта - это показатель того, насколько интересы государства важны для руководителей министерства и государственных предприятий. В противном случае, с причалов будут собирать «урожаи» с которых этому же государству достанется только пыль.

 

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX