Навигатор

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 484

Рейтинг морских столиц-2015

 

Сингапур назван морской столицей мира в 2015 году. Такое звание городу-государству присуждено по сумме результатов исследования, регулярно проводимого норвежской фирмой Menon, которая оказывает консалтинговые услуги предприятиям морской индустрии и государственным институциям. Три года назад Сингапур уже занимал первое место в списке мирных морских держав, сообщает сайт "Порты Украины".

Как добывалась победа

В отчете, опубликованном в мае этого года, Сингапур признан лидером среди 15 городов-кандидатов на звание «самого морского» города на земном шаре. Рейтинг этого года составлен, с одной стороны, на основании объективных показателей деловой активности в морском секторе, с другой — на субъективных ответах 196 профессионалов морской отрасли из 33 стран, полученных в результате опроса.

Расстановка морских столиц в списке наиболее значительных базировалась на оценках в пяти категориях. Аналитики ответили на вопросы о значении города как шиппингового центра; о его роли в финансировании предприятий морской отрасли и важности того или иного города как «авторитета» в морском праве; вклада города в морское образование и объема научно-исследовательских работ в области морских технологий (или наличия производителей первоклассного оборудования морского назначения); развития портовой индустрии и логистики, а также общей привлекательности и конкурентоспособности (иными словами, специалистов интересовало, насколько легко в городе вести бизнес). Разумеется, речь идет скорее не о городе, но об одноименном морском кластере.

Сингапур – страна, отличающаяся максимально благоприятствующей бизнесу политикой, к тому же стратегически удачно расположенная на перекрестке многочисленных морских путей, в частности, связывающих Азию с Европой. Сегодня Сингапур занимает в глобальной экономике место, которое невозможно было предугадать еще 40 лет назад. Еще десять лет назад в Сингапуре было недостаточно морских образовательных и научно-исследовательских институтов, а связь между отечественными и международными компаниями была довольно слабой. Сегодня город играет ключевую роль во всех аспектах морской индустрии.

Кто еще участвует в соревновании

Гамбург в этом году оказался на втором месте, Осло — на третьем. Норвежская столица укрепила свои позиции в области морских финансов и технологий, но в целом проиграла Гамбургу в связи с важностью северогерманского города как одной из крупнейших морских гаваней Европы.

Оба города, наряду с Лондоном и Роттердамом борются за лидерство на европейском континенте, если говорить о морском секторе. Лондон по праву считается мировым лидером в вопросах финансирования и морского законодательства, в то время как голландский Роттердам — бесспорно крупнейший порт Европы, претендующий на то, чтобы считаться мировым лидером, говоря о портовой деятельности и логистических услугах.

О растущем значении Китая как одного из глобальных экономических игроков на рынке морских услуг свидетельствует тот факт, что Шанхай в этом году присоединился к Гонконгу в списке пяти лидеров рейтинга. Китай сегодня – крупнейшая торговая держава в мировом масштабе, занимающая ведущие позиции на рынке судостроения. Кроме того, шесть из десяти крупнейших портов мира находятся в КНР. Сегодня Гонконгу и Шанхаю, их роли важнейших для страны морских хабов, бросает вызов быстрый рост прочих портов на побережье страны.

Места с шестого по пятнадцатое заняли соответственно Лондон, Токио, Роттердам, Нью-Йорк, Афины, Пусан, Копенгаген, Дубай, Мумбаи и Рио-де-Жанейро.

Эксперты полагают, что в течение пяти ближайших лет Сингапур сохранит свои лидирующие позиции в рейтинге, в то время как Шанхай вполне в состоянии подняться на несколько строчек выше, возможно заняв вторую позицию. Вполне вероятно также, что в пятерке крупнейших морских столиц окажется Дубай, сегодня играющий роль морской столицы Ближнего Востока.

Лидеры номинаций

Стоит поговорить о городах-победителях в той или иной из названных выше категорий. Так, Афины заняли первое место в списке важнейших шиппинговых центров. Этому не стоит удивляться, если вспомнить, что столица Греции — крупнейший в мире «клуб» судовладельцев (разумеется, речь идет не о флагах, но о компаниях, владеющих тоннажем). Таких в этой стране насчитывается более 700. Вслед за Афинами важнейшими городами-судовладельцами признаны Сингапур, Гамбург, Токио и Гонконг.

Что касается финансирования, страхования и вопросов морского законодательства, едва ли кто-нибудь сомневался в том, что пальму первенства отдадут Лондону. «Этот город – вотчина организаций, являющихся мировыми лидерами в своих областях, как Lloyd’s, например, в области морского страхования. Кроме того, английское право является наиболее авторитетным и применяется в большинстве случаев, если речь заходит о спорах между предприятиями морской индустрии», — говорится в отчете Menon. Вслед за Лондоном аналитики называют Осло, Нью-Йорк, Сингапур и Гонконг.

Сингапур лидирует в области портовой деятельности и логистики. Вслед за ним — Гонконг, Роттердам, Шанхай и Дубай. Выше уже говорилось об удачном географическом расположении Сингапура на перекрестке морских путей. Стоит отметить и его близость к азиатскому рынку, и «превосходную правовую базу, не говоря уже о мощной поддержке, оказываемой морскому сектору со стороны правительства», – говорится в отчете.

Осло лидирует в области морских технологий. Вслед за норвежской столицей — Гамбург, Токио, Пусан и Сингапур. Очевидно, что Осло занял первое место благодаря тому, что в городе находится штаб-квартира DNV GL. Кроме того, первая строчка рейтинга — признание того факта, что Норвегия — крупнейший в Европе судостроитель, а норвежские компании находятся среди лидеров, если говорить о глобальных поставках морского оборудования и организации сервисов.

Если же говорить о конкурентоспособности и привлекательности, то тут номер один – Сингапур, представляющий собой законченный морской кластер и предлагающий бизнесу условия, о которых даже в Европе можно только мечтать.

Перспективы на пятилетку

Эксперты также попытались спрогнозировать, какие города-кластеры станут лидерами в морском секторе мира в 2020 году, и пришли к консенсусу: столицей морского мира останется Сингапур, а вторым номером, вероятнее всего, Шанхай, чье значение вырастет одновременно с ростом мирового влияния китайской экономики. То обстоятельство, что эти два города находятся в Азии, ясно свидетельствует о перемещении «центра гравитации» на Восток — если говорить и о глобальной экономике, и о морской индустрии. Кстати, вырастет и значение Манилы, Джакарты. Стоит обратить внимание: например, Филиппины обошли европейцев по части судостроения уже в 2014 году (судя по сданному заказчикам тоннажу).

Эксперты засомневались лишь с выбором третьего «призера», поскольку на это претендуют в будущем сразу шесть городов. Однако чаша весов в итоге склонилась в пользу Дубая. Аналитики при этом указывают на темпы развития ближневосточного порта – в соответствии с политической волей правительства эмирата, намеревающегося увеличить его вес в мировом судоходстве.

Что касается европейских морских столиц, ни одному из претендентов (Роттердам, Гамбург, Осло и Лондон) эксперты не отдают пальму первенства, говоря о пятилетней перспективе. Вероятнее всего, специализация этих городов будет углубляться и, скажем, Роттердам останется портовой столицей Европы, в то время как Лондон — финансовой.

Портфель заказов судоходных компаний позволяет объективно взглянуть на будущее морских столиц, в которых эти компании имеют штаб-квартиры. В соответствии с собранными Menon данными, значение Рио-де-Жанейро как шиппингового центра увеличится. Сегодня бразильские судовладельцы оперируют всего лишь 1% глобального судового тоннажа, в то время как стоимость их суммарного портфолио составляет $22,5 млрд или 7% глобального портфеля заказов (в основном — оффшорные конструкции). Бразилия укрепляет свои позиции, осуществляя масштабные инвестиции в оффшорные проекты нефте- и газодобычи. Впрочем, оценить ситуацию с бурением на шельфе даже в среднесрочной перспективе сегодня сложно. Вполне возможно, что значительная часть заказов будет аннулирована.

Любопытно, что в существующих портфелях заказов прочих участников рейтинга разница в ценовом выражении невелика. Исключения – Токио и, до определенной степени, Гамбург. В 2013 году японские судовладельцы получили новый тоннаж в объеме 9% от существующего суммарного объема мирового флота, 7% — в 2014 году. Напомним, что всего японцы владеют 11,5% мирового тоннажа. Таким образом, темпы пополнения флота недостаточны для того, чтобы японские компании сохранили нынешний вес в мировом судоходстве. Соответственно и роль Токио как шиппингового центра будет снижаться.

Что касается германских судовладельцев, то они увеличили свою долю в глобальном судоходстве по тоннажу в последнее десятилетие, но, похоже, финансовый кризис отбил охоту у германских деловых кругов инвестировать в морской сектор солидные средства. В отличие от судовладельцев из Греции, Китая, США, Норвегии и Бразилии, на счету которых самые объемные заказы из размещенных на мировых судоверфях по данным на начало 2015 года.

Контакты

Контакти

e-mail: portinfo.news@gmail.com

Координати порту: 46°45?N, 36°46?Е

 

Копирайт

Копірайт

Передрук або часткове використання матеріалів дозволяється за умови

погодження з редакцією та наявністю активного гіперпосилання,

відкритого для індексування пошуковими системами.

BBEPX